Бульдозер: колесный и гусеничный
Бульдозерная техника с колесным и гусеничным движителем занимает третье место по количеству среди производимой специальной техники после грузоподъемной и автомобильной специального назначения.
Бульдозер: колесный или гусеничный
Сравнение специальной техники на уровне типа движителя или трансмиссии и без учета назначения — дело не совсем корректное. Но сопоставление характеристик бульдозеров с колесным и гусеничным движителем при равной мощности двигателя и, отчасти, веса объяснит применяемость этой техники с точки зрения производительности и экономичности эксплуатационных расходов. Для примера возьмем бульдозеры:
- колесный Т-150 КД
- гусеничный Т-150 Д.
Эстетические и эргономические характеристики машин оставим за скобками.
Сравнение типов движителей
Колесо и гусеница— это принципиально разные типы элементов движителя. Бесконечная лента и окружность колеса имеют много общего, но различий — гораздо больше.
Давление на грунт и проходимость
Удельное давление гусениц бульдозера весом 8 тонн на грунт составляет порядка 46 кПа (~ 5 кгс/кв. см), что в 3…4 раза меньше, чем у колесного варианта в зависимости от типа шины и давления в ней. Но в случае движения по твердому покрытию или мерзлому грунту вся нагрузка приходится на «гребущие» выступы траков гусеницы, что приводит к разрушению покрытия в местах контакта трака с поверхностью, что вызывает необходимость доставки бульдозера к месту работы на трейлере. Проходимость и толкающее (тянущее) усилие на грунтах средней сложности без увлажнения у обоих движителей примерно одинакова.
Эксплуатационные особенности движителей
Конструктивно гусеница представляет собой многозвенную высоконагруженную цепь из траков, соединенных шарнирами. Именно нагрузка на пальцы трака является ограничивающим фактором скорости перемещения. Так, если принять за единицу скорость 5 км/час, то при скорости 9 км/час нагрузка возрастает в 1,5 раза, при скорости 15 км/час (max) — в три раза. Износ элементов гусеницы бульдозера зависит от натяжения гусеницы, состояния демпфирующих механизмов опорных катков и условий эксплуатации. Ремонт гусеницы связан со значительными трудозатратами.
Колесный бульдозер допускает скорость рабочего хода при легких грунтах или снегу или движение без нагрузки до 30 км/час без серьезного износа шин. Уход за шинами заключается в контроле давления.
Моторесурс у гусениц с открытым шарниром составляет 900… 1200 часов, что несопоставимо с «ходимостью» шин, которая зависит от давления в шинах, сложности грунта и квалификации бульдозериста.
Управляемость и маневренность
Маневрирование гусеничным бульдозером осуществляется с помощью фрикционов, которые передаю усилие от двигателя на каждую гусеницу. Радиус разворота зависит от соотношения скоростей каждого из ведущих колес гусеницы.
Для уменьшения радиуса поворота колесный бульдозер имеет составную раму с осью между двумя ее частям. Шарнирная конструкция рамы, в сочетании с колесной формулой 4х4, обеспечивает радиус поворота до 6,5 м (для сравнения, ГАЗ-31105 с колесной базой 2,8 х 1,4 м — 5,8 м).
Вывод— технику надо использовать по ее назначению:
- Гусеничный бульдозер предназначен для работы на сложных грунтах и переувлажненных почвах. Демпфирующие элементы катков обеспечивают постоянное пятно контакта траков с грунтом, что придает ему высокую проходимость и стабильное рабочее усилие.
- Колесный бульдозер хорошо работает с легкими и средними сухими грунтами или снежным покровом. Бульдозер на колесном ходу имеет высокую скорость перемещения и достаточную маневренность, что позволяет использовать различное навесное оборудование на переднем и заднем узлах крепления.
Нет комментариев. Ваш будет первым!