Титанический и очень зрелищный труд, или как добывают известняк?

Итак, перед нами стоит непростая задача: есть месторождение известняка, огромный карьер площадью с 10-15 футбольных полей. Как добыть полезное ископаемое?
Решение:
Нужен буровой станок, десяток БЕЛАЗов, пару экскаваторов и, конечно же, несколько тонн взрывчатки! А теперь давайте разбираться, с чего всё начинается.
Первый этап – подготовка
Его ещё называют «вскрышными работами». Здесь экскаватором снимается верхний слой почвы, т.е. всем знакомый чернозём. Под ним непременно откроется слой глины, а ниже будет немного некачественного известняка, который переработке не подлежит. Конечно же, и глина, и «плохой» известняк также удаляются экскаваторами, а карьерные самосвалы БЕЛАЗ всё это увозят для последующего использования.
|
![]() |
Итак, остался один твёрдый известняк. Его ковшом не возьмёшь: нужно бурить и взрывать. Для этого используют специальные буровые станки (чаще СБШ 250), которые могут пробурить в известняке «дырочку» высотой с 7-этажный дом! И таких скважин нужно достаточно много, вплоть до нескольких десятков. Бурят обычно в 5 метрах от края обрыва.
Да будет взрыв!
Как вы уже догадались, дальше начинается самое интересное: в карьер привозят взрывчатые вещества. Тротиловые шашки идут как детонатор, а в общей сложности в скважины могут заложить и 5, и даже 10 тонн взрывчатки. Между скважинами протягивают детонирующие шнуры, всю технику и людей вывозят из карьера, район оцепляют. Нажатие на красную кнопку – и БУМ!
Точнее, целая серия взрывов. Дело в том, что в один миг всё взрывать нельзя: тонны взрывчатки могут легко вызвать нешуточное землетрясение. Поэтому взрывают постепенно, с небольшой задержкой между детонацией каждой скважины.
![]() |
![]() |
![]() |
Чтоб ощутить масштаб взрыва, приглядитесь – справа на фото стоит экскаватор высотой 15 метров.
![]() |
![]() |
Пыль рассеивается, и к месту взрыва приезжают БЕЛАЗы, подтягивается большой экскаватор с огромным ковшом, так называемая механическая лопата ЭКГ10. Порода грузится в самосвалы, а последние увозят известняк на переработку.
Второй этап – транспортировка
Перевозка породы осуществляется с помощью огромных карьерных самосвалов БЕЛАЗ. Чаще всего в карьерах встречаются машины с грузоподъёмностью 45 тонн. Это сравнительно небольшие самосвалы, ведь у белорусского производителя есть модели и на 240, и на 360, и даже рекордсмен на 450 тонн! Для сравнения, 450 тонн – это вес Боинга 747. Трудятся БЕЛАЗы в три смены, т.е. круглые сутки, сменяется только водитель. И весь день данная техника перевозит породу из карьера к месту переработки.
![]() |
![]() |
Третий этап – переработка
Около каждого карьера расположена фабрика по переработке известняка. Здесь порода дробится, причём в несколько этапов, чтобы получились куски известняка нужного размера. После дробления из породы отсеивается всё лишнее, готовый известняк грузится в железнодорожные вагоны и отправляется к потребителям. Часть известняка также перевозится автотранспортом.
![]() |
![]() |
![]() |
И финальный этап – рекультивация
Взорвали, погрузили, вывезли – а дальше что? А дальше на те места, где некогда гремели взрывы, привозят отсев, глину, чернозём – всё то, что осталось после длительного процесса переработки. Всё засыпается, разравнивается, и в результате образуются плодородные поля. Так на месте карьера появляются сотни гектаров новых сельскохозяйственных земель. Процесс этот называется «горнотехнической рекультивацией».
![]() |
![]() |
Вот такой вот длинный, но очень увлекательный путь проходит карьер, начиная от залежей известняка и заканчивая ровными зелёными лугами.
Похожие статьи:
О спецтехнике → Двигатели для карьерных самосвалов БелАЗ
О спецтехнике → Коробка гидромеханических передач (ГМП) БелаАЗа: ремонт.
Нет комментариев. Ваш будет первым!